В младшем дошкольном возрасте происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Происходит «кризис трех лет». Трехлетка требует «Я – сам!».
Потребность проявить себя есть у каждого ребенка, быть самостоятельным и активным в деятельности. Главная задача взрослого - не критиковать и не подорвать веру ребенка в собственные силы. Положительная оценка «Интересно», «Любопытно», «Необычно» помогает включится в творческий процесс ТРИЗ.
Игры для «трёхлеток»
«Объединение и разъединение»
тренируем ассоциативное мышление и развиваем способность к ассоциативному дополнению. Можно взять знакомые игры «Найди пару», «Лото», «Пазлы» и «Картинки». Предмет может выполнять свою функцию в игре «Похожи – не похожи»: предлагаем найти предмет, который может быть колючим: мяч, кубик, духи, пакет, лак. В таких играх в данной возрастной группе происходит интеграция педагогической технологии ТРИЗ и образовательной Кинезиологии.
Интересно использовать приемы ТРИЗ на развитие наглядно- образного мышления.В три года у ребенка наглядно-действенное мышление, а к четырем годам формируется наглядно-образное мышление.
Игра «Да-Да! Когда?» проводится с мячом. Вопросы детям:
Человек может поднять машину? Предполагаемые ответы: Да-Да! Когда машина игрушечная. Стол может быть колючим? Да-Да! Когда углы острые. Книгой можно порезаться? Да-Да! Когда книга новая. Игра «Ты мой кусочек». Воспитатель предлагает: Я апельсин, а ты мой кусочек …(долька). Я телефон, а ты мой кусочек … (экран). Я стул, а ты мой кусочек … (ножка).
Игра «Наоборот»:
развиваем зачатки анализа и синтеза, оперативной памяти. Детям предлагаются хитрые картинки где все перепутано: на дереве растут грибы; на земле яблоки; ежик сидит на дереве; белка плавает в речке и т.д.
Кредо ТРИЗовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта».
Технология ТРИЗ помогает малышам играя развивать личность во всех сферах: познавательной, эмоциональной, социальной, творческой, двигательной и мотивационной.