Если правда хотите запомнить 2 сентября 2019 года то, на школьной линейке Вам нужно представить, что пришли уже на выпускной, а не в первый класс с вашим любимым чадом!
А чтобы не забыть немедленно, как страшный сон — попросите кого-нибудь сделать несколько ваших семейных фотографий. Не жанр «напряженный ребенок в новой неудобной одежде с гладиолусами», а что-нибудь более спокойное и совместное. Чтобы в лицах появилась нужная легкость, и непринужденность.
Родители первоклассников. Я знаю, что они стоят сейчас, «дрожа», перед зияющей бездной — сама так стояла в прошлом.
Так вот, первое, что нужно запомнить: это все неважно. Все, что вам видится в этой бездне. И помнить всегда пункт 7 этого очерка.
1. Расслабьтесь. Неважно все — какой пластилин, какой пенал, какой букет. Если вы не знаете имя учительницы, это тоже неважно. Вам с этим человеком встречаться в лучшем случае четыре раза в году, реже, чем с парикмахером, всегда можно обходиться безличными обращениями «уважаемая» и «позвольте». Ребенок сам запомнит.
2. Оказывается, можно не пытаться судорожно купить все по списку к 1 сентября. В первые пару-тройку недель, пока будет твориться организационный бардак, вы успеете купить и пластилин, и ручки, и ножки. И клей, и папки картонные. Вообще не торопитесь, что-то, может быть, просто не понадобится. Не надо быть готовыми к 3 сентября больше, чем Папа Римский и директор вашей школы. Одежда есть — уже замечательно.
3. Не думайте особенно над букетом. Рассчитываете произвести впечатление на учительницу? Бесполезно, она сейчас в таком состоянии, что вряд ли запомнит букеты, дай бог, чтобы запомнила имена. Впечатление лучше производить на спокойную голову, в мирной обстановке. И вообще познакомьтесь сначала — вдруг вам и не захочется ей букетов дарить? А вдруг она предпочитает туристическое снаряжение или радиодетали?. А на цветы никто не смотрит, в лучшем случае — на свои, чтоб не помялись.
4. Купите ребенку удобную обувь. Прямо хочется сказать об этом— не красивую, а удобную. С хорошими стельками. С хорошей амортизирующей подошвой. Чтобы выстоять всю эту торжественную линейку. И на сменку тоже — чтобы дышала, амортизировала ногу, легко мылась. Чтобы ножки не потели в школе. Сэкономьте на пенале, на портфеле, на пластилине, но обувь купите хорошую, потому что это ощутимый вклад в здоровье.
5. Не представляйте в ужасе, что вы будете делать, если ребенок не научится хорошо читать, считать и рисовать квадратики. Он, разумеется, не научится. Сразу — точно нет. Редкий, знаете ли, ребенок в 7 лет способен пророчески увидеть, как параллельные прямые пересекаются, и где-то далеко в будущем вот эти задания и прописи связаны с его карьерными успехами и профессией аудитора Счетной палаты. А когда мозг не видит понятной перспективы, он страшно сопротивляется.
Так что он, конечно, будет «лениться». Все терять, путать и забывать. Долго привыкать к новым людям. Капризничать по вечерам.
Еще имейте в виду, что у семилеток очень неравномерно созревает кора больших полушарий. И то, на что Маша окажется способна уже в сентябре, Семен, может быть, освоит только через полгода, а Аня — к июню. То, что вы со слезами и проклятиями пытаетесь стребовать с ребенка в первой четверти, он, может быть, играючи сделает к концу первого класса. В сущности, что такое эти полгода и даже год? Да у них ожидаемая продолжительность жизни — около 100 лет. Так что ваша задача не заставить его «быстрее вырасти», это, как с картошкой, невозможно. А чтобы к началу второго класса он не смотрел на вас и на школу со смесью ужаса и отвращения.
6. Расскажите ребенку, что учеба — это движение из точки, где ты вообще-вообще-совсем ничего не умеешь, в точку, где худо-бедно умеешь, но еще не блестяще. На этом пути на каждом шагу ошибаться не стыдно, а естественно. И ошибаться нужно будет много раз. И пробовать, и еще пробовать, и с каждой попыткой будет получаться немножечко лучше. А иногда будет казаться, что все замерло, и никакого «лучше» не происходит. А иногда будет даже немного хуже, чем в прошлый раз.
Мне кажется, тут какой-то всеобщий заговор: родители забывают рассказать об этом детям, а учителя — родителям. Все пытаются немедленно начать измерять какие-то «результаты», которых нет и быть не может. Потому что невозможно измерить «результаты» до того, как чему-то надежно научился.К сожалению, прежде чем объяснить это ребенку, иногда приходится повторить себе. И не раз.
7. Пообещайте не говорить «вот я в твоем возрасте…». Вы все равно это обещание нарушите, и не раз, все нарушают. Но все-таки. Когда вы были в его возрасте, люди звонили из автоматов с помощью двушек, по полдня стояли в очередях за югославскими сапогами и не знали половины тех вещей, которые сегодня знает первоклашка.
8. Вообще, как показывает опыт, школа — не враг. Хотя и не друг. А просто квест, который придется пройти. Но, по счастью, количество жизней в этой игре почти бесконечное.
И, конечно, пустырник всем нам в помощь.
Выдержка из очерка автора: Анастасии Рубцовой психолога и психоаналитика