Новости и советы

Использование методов ТРИЗ в образовательной деятельности по плаванию с дошкольниками



Для того, чтобы научить ребенка двигаться в воде, ориентироваться в непривычной для него среде, не бояться воды и глубины, обучить его основам техники,используются различные методы.

Для того, чтобы научить ребенка двигаться в воде, ориентироваться в непривычной для него среде, не бояться воды и глубины, обучить его основам техники,используются различные методы.

Прием типового фантазирования


Чтобы у ребёнка развить фантазию, вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта.
Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

Увеличение


Волшебник Большого Размера увеличил только хвостовой плавник рыбкам и поплыли рыбки только ножками по воде, выполняя широкие и медленные движения ногами, затем волшебник увеличил только плавнички рыбкам и стали они работать только ручками по воде, но разводя их с большой амплитудой в медленном темпе ,волшебник увеличил жабры рыбкам , и стали они плавать только под водой, выполняя выдох в воду как можно дольше.

Уменьшение


Волшебник маленького размера, все уменьшает, уменьшает плавники, жабры, значит движения ногами, руками выполняются очень мелко и быстро и выполняются короткие выдохи в воду. Таким образом, отрабатывается работа ног и рук при плавании на груди, развивается координация движений, умения совершенствуются, что впоследствии дает отличный результат.

Или, например, волшебник «Наоборот», инверсия, изменяет действие на противоположное. По команде «нырять» дети только дуют на воду, по команде «бежать» дети медленно идут по дну бассейна, по команде «плыть по воде», дети плывут под водой, и так можно давать любое двигательное действие, которые выполняется в воде, вместо работы рук, дети работают ногами и т.д. Этот приём можно объединить с приемом «ускорение – замедление», т.е. действие выполнять наоборот в быстром темпе или медленном.

Метод Синектики в основном используется с детьми 6-7 лет. Синектика (аналогия), способствует формированию способности подражать действиям животных, птиц; развивать образное, ассоциативное мышление, воображение.
Например, создать личную аналогию - дети дельфинчики, что они чувствуют, как дельфины в воде. Далее проводим прямую аналогию - дети выпрыгивают из воды как дельфины, ныряют, как дельфины, или пускают пузыри в воду, как дельфины. Можно сравнить объект с чем либо - прыгает как...дельфин ; ныряет как…рыбка ; сидит как ....черепаха. Можно выбирать любых морских обитателей, животных, птиц.
Аналогию с рыбками применяем с детьми старшего возраста, поскольку они уже могут плавать под водой и владеют определенными плавательными умениями .
Аналогия с дельфином используется с детьми возраста 6-7 лет, поскольку у них на занятиях стоят более сложные двигательные задачи.

Игры-медитации подходят для любого возраста ребенка, способствуют регуляции дыхательных и других функций организма, оказывают успокаивающее воздействие на центральную нервную систему, снимают усталость, дают возможность детям насладиться приятными эмоциями.
Игра-медитация "Море". Дети изображают морских обитателей – рыбок, морских коньков, дельфинов и т.п. передвигаясь медленно по бассейну. Превращаясь в морские камушки, дети садятся, ложатся на дно, ныряют, выполняют двигательные действия в воде, в зависимости от их подготовки.