Среда - важнейший компонент в жизни и развитии ребенка. От нее зависят социализация малыша, склонность к обучению, творческие способности, изобретательность, нестандартное мышление. Какие бывают среды для ребенка дошкольного возраста: среда общения, языковая, предметная.
Среда общения - в ней ребенок должен пребывать постоянно. Коммуницировать не только с семьей и родственниками, но и со всем миром - соседями по лестничной площадке, детьми в песочнице. Важную роль здесь играют различные "выходы из дома": в музеи, театры, походы, прогулки, пикники в лесу. Ведь то, что останется от детства - яркие воспоминания и впечатления.
Среда общения - в ней ребенок должен пребывать постоянно. Коммуницировать не только с семьей и родственниками, но и со всем миром - соседями по лестничной площадке, детьми в песочнице. Важную роль здесь играют различные "выходы из дома": в музеи, театры, походы, прогулки, пикники в лесу. Ведь то, что останется от детства - яркие воспоминания и впечатления.
Родители могут рассказывать разные истории: свои, выдающихся личностей, творцов, знакомых. Отличным вариантом будет создание генеалогического дерева, через которое малыш осознает ценность рода и истории своей семьи. Именно с родителей ребенок копирует поведение, манеры общения с людьми, речевую активность. Поэтому среда общения должна быть ультра-насыщенная.
Языковая среда. Если родители хотят, чтобы ребенок рос в языковой билингвальной среде, то занятия должны быть регулярными. Раннее обучение второму языку, закладывание азов, формирование быстроты схватывания информации, ее обработка, запоминание и внимание лучше всего происходит в раннем возрасте. Если родители видят, что ребенок отлично усваивает родной язык и хотят, чтобы он изучал также иностранный, то дошкольный возраст - самый благодатный для того, чтобы попасть в языковую среду и начать изучать языки.
Предметная среда. Предметная среда подразумевает наличие такого пространства, где находятся различные развивающие предметы: игрушки, коврики, материал для творчества. Эти предметы должны побуждать ребенка к действию, чтобы он хотел что-то объединить, соединить, приставить, убрать. Предметов, появляющихся в этом детском пространстве, должно быть достаточно, но не много - очень важно не перенасытить ребенка. Стоит понаблюдать за малышом и сделать вывод, какие предметы пользуются у него спросом, а какие можно убрать. Постарайтесь заинтересовать не обилием предметов, а их функциональностью и развивающей составляющей. Например, у машинки маленький функционал - только катать, ровно как и у куклы. В игровом пространстве должны быть в первую очередь материалы, в особенности природные (шишки, камни, ракушки и так далее) - ребенок должен выбирать, из чего ему сделать то, что он задумал. Предметы-заместители всегда лучше готовых игрушек: не готовое кукольное платье - а кусок ткани, не шапка - а фольга, не халат врача - а гофрированная бумага. Палочка может быть одновременно и куклой, и указкой, и карандашом. Когда ребенок начинает фантазировать и изобретать, тогда и происходит развивательный процесс. Правильно подготовленное развивающее пространство дает ребенку множество возможностей для игровой деятельности: можно выложить любые геометрические фигуры и построить из них дорожку, разложить буквы в правильном порядке, сложить все предметы, которые находятся в доме или в детском пространстве по цветам.
Языковая среда. Если родители хотят, чтобы ребенок рос в языковой билингвальной среде, то занятия должны быть регулярными. Раннее обучение второму языку, закладывание азов, формирование быстроты схватывания информации, ее обработка, запоминание и внимание лучше всего происходит в раннем возрасте. Если родители видят, что ребенок отлично усваивает родной язык и хотят, чтобы он изучал также иностранный, то дошкольный возраст - самый благодатный для того, чтобы попасть в языковую среду и начать изучать языки.
Предметная среда. Предметная среда подразумевает наличие такого пространства, где находятся различные развивающие предметы: игрушки, коврики, материал для творчества. Эти предметы должны побуждать ребенка к действию, чтобы он хотел что-то объединить, соединить, приставить, убрать. Предметов, появляющихся в этом детском пространстве, должно быть достаточно, но не много - очень важно не перенасытить ребенка. Стоит понаблюдать за малышом и сделать вывод, какие предметы пользуются у него спросом, а какие можно убрать. Постарайтесь заинтересовать не обилием предметов, а их функциональностью и развивающей составляющей. Например, у машинки маленький функционал - только катать, ровно как и у куклы. В игровом пространстве должны быть в первую очередь материалы, в особенности природные (шишки, камни, ракушки и так далее) - ребенок должен выбирать, из чего ему сделать то, что он задумал. Предметы-заместители всегда лучше готовых игрушек: не готовое кукольное платье - а кусок ткани, не шапка - а фольга, не халат врача - а гофрированная бумага. Палочка может быть одновременно и куклой, и указкой, и карандашом. Когда ребенок начинает фантазировать и изобретать, тогда и происходит развивательный процесс. Правильно подготовленное развивающее пространство дает ребенку множество возможностей для игровой деятельности: можно выложить любые геометрические фигуры и построить из них дорожку, разложить буквы в правильном порядке, сложить все предметы, которые находятся в доме или в детском пространстве по цветам.
Развивающая предметная среда
Если вам показалось, что организация такой среды сложна, то это совершенно не так. В маленьком пространстве 100:50 см можно уместить большое количество развивающих элементов и образовательных точек активности для ребенка любого возраста. В этой среде можно все обыграть так, чтобы ребенок заинтересовался. И он заинтересуется, ведь ребенок любопытен и изобретателен. Для этого нужно создать проблемную точку, при которой ребенок не пользуется чем-то готовым, а что-то создает, развивая при этом нестандартное творческое мышление, креативность и смекалку.
Круглова Лариса Юрьевна
Доктор педагогических наук, научный руководитель частного детского сада "Гениаполис".
Круглова Лариса Юрьевна
Доктор педагогических наук, научный руководитель частного детского сада "Гениаполис".